Защита в МГИМО «Школа как социально-культурный центр развития территорий»

Школа как социально-культурный центр развития территорий

Ключевые слова:

Keywords:

Аннотация:

Abstract:

«Комфортная жилая среда» это совместимость, с природным, климатическим, экологическим и историка-архитектурным и социальным потенциалом территории. Образовательная среда часть жилой среды и также в значительной степени определяет ее комфортность. 

Постановка проблемы:

Мир стремительно меняется и с ним меняется наш образ жизни. И без того плохо развитые в больших городах «горизонтальные связи», которые связывают человека с окружающим ландшафтом и другими людьми деградируют настолько что мирится с этим становится все тяжелее.

На сегодняшний день недвижимость в элитных поселках, которую никто не брал и за полцены, распродана вся. Это при том, что жизнь за забором в «резервации» на крупных (от 20 соток) участках горизонтальных связей и общения тоже не создает. По пешеходным дорожкам при такой растянутой транспортной сети гулять особо некому, да и незачем — есть автомобиль. При этом школ в структуре этих «элитных поселках» почти нет, а те, что есть дороги.

Изменились отношения работодателя к интерактивной форме работника. Школы и Институты перешли в режим онлайн. Жилая среда в крупных городах, окончательно потеряла человеческий масштаб, культурно-историческую идентичность, к тому же ориентирована скорее «на четыре колеса», а не на две ноги

Общественный запрос на «комфортную жилую среду» изменился в последнее время настолько, что это требует переосмыслить, подходы к градостроительству при строительстве новых жилых поселений и реконструкции старых. Приоритетной средой обитания становится «плотная малоэтажная» (2-3 этажа) частная жилая застройка, как самая массовая и недорогая во всем мире. Человеческий масштаб среды обитания и горизонтальные связи жилья с окружающей средой позволяют не просто сохранять, а развивать среду общения между людьми и природным окружением. Если бы ветхое жилье в исторических центрах городах выкупал не частный инвестор, а земельный городской банк и проводил бы реконструкцию с уплотнением застройки, при этом сохранялся бы «культурный код»  архитектуры в данной местности, то можно было бы говорить о вменяемой городской политике в Реконструкции и развитии территории.   

Вторым качественным параметром, который изменился в жилой среде стала образовательная среда. При том что прямой связи со школой в структуре жилых поселений больше нет, школы просто может не быть, или она может быть интерактивной, или находится очень далеко.  До определенного момента, образовательная среда находилась в рамках школы, и школа имела на нее монополию. Предметная успешность (5 на ЕГЭ) имела определяющее значение, как результат образовательного процесса. 

В России, с 2019года, изменились «федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС). Они имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования, в том числе частными. По ФГОС, цель образования -личностное и познавательное развитие учеников. Оно обеспечивает основное качество ученика- умение учится.

Во ФГОСах затрагиваются и общекультурные ценности — например, приобщение обучающихся к нормам и традициям общества. Акцент сделан на развитие универсальных учебных умений и личности, ее социализации и субъектности. Современные стандарты образования ориентированы на «образовательный результат» — способность человека выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей, формирование жизненной позиции: «я знаю, я умею, я хочу».

В чем отличие Образовательной среды от привычки на формы школьного образования.

 «Образовательная среда» в отличии от традиционной школы, не имеет четких границ по возрасту (7-18), по месту (городская, сельская, интернат и.т.п.), по содержанию («профессиональная, культурная, религиозная и.т.п.) по форме (архитектурное решение). Перед архитекторами встает вопрос как проектировать школу в связи с изменившимися границами «образовательной среды» которые выходят за привычные нам границы школы.

Возраст от 3лет до ….  (в границах самоопределения).

По месту это раскиданные в жилой среде разные образовательные модули и школы в их составе может не быть совсем.

По содержанию — теперь участвуют в образовательном процессе вместе с учителями «непонятные тьюторы» и воспитатели.  В виде моделей и стилей «дизайна образовательной среды» вся палитра от индивидуальных и персональных образовательных форм образования до привычной нам всем «классной системы».

Что делать:

Нужны методические пособия, написанные для архитекторов и объясняющие основные понятия и принципы проектирования образовательной среды. Нужны новые устойчивые «градостроительные модели» построения жилой среды в связи с изменившимися представлениями о ее комфорте и месте «образовательной среде» в ней.

Теория:

В.А. Ясвин. — раскрыл термин, что такое образовательная среда, под образовательной средой (или средой образования) В.А. Ясвин, понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В.А. Ясвин выделяет такие параметры «образовательной среды» как широта возможностей, как охват всех образовательных модулей и их взаимодействие; эмоциональность, как сочувствие, со-радость характеризующееся искренностью и неформальностью в общении; мобильность как — характеристика обновляемости учеников и учителей; интенсивность в образовательном процессе; социальная активность -как перемещение в социуме и смена социальных ролей участников. Эти и другие инструменты позволили В.А. Ясвину эффективно диагностировать существующие виды образовательной деятельности и проектировать новые ее формы.  

Что такое «модули образовательной среды» в структуре жилых поселений

Модули «образовательной среды» состоят элементов, объединённых общими целями и задачами.  Например, элементы — начальной школы и детского сада могут составлять единый модуль, а могут быть и отдельными модулями.

Могут не иметь четких границ, в составе жилой среды,

В них могут входить, наряду со школой, все дополнительные виды и формы образования от спортивных модулей до модулей обеспечивающих, «культурно национальную идентичность» в виде храмов, синагог, мечетей.

Иначе говоря, развитая «образовательная среда» делает жилую среду комфортной и полноценной

Про «субъектность», «самоопределение» и «теорию самодетерминации»

По ФГОС, цель образования теперь — личностное и познавательное развитие ученика, обеспечивающие основное умение: умение учится. А также его социализацию и субъектность.

Субъектность — способность человека выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей — т.е. способность принимать решения и быть автономным.   Психологический подход к пониманию человеческой мотивации, личности и психологического комфорта -называется Теорией само- детерминации. Авторами данной теории являются два американских психолога из Рочестерского университета — Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан, (источник «Автономия и самодетерминация в психологии мотивации»: Э. Деси, Р. Райан).   Деси постулировал существование трех базовых потребностей – в самодетерминации, компетентности и отношениях с другими людьми.

Потребность в самодетерминации, также называемая потребностью в автономии, включает стремление самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их инициатором.

 Первая потребность – в самодетерминации (автономии) – самая важная, она составляет основу внутренней мотивации. (И на этой потребности базируется вся «система Монтессори», по моему мнению)

Потребность в компетентности также важна, но недостаточна для поддержания внутренней мотивации.

Третья потребность – в близких отношениях с другими людьми, (потребность в общении) – является условием для успешного становления и функционирования первой. Это один из изменившихся факторов в жилой среде, при изоляции. Причем, если в большом загородном доме с семьей и детьми на домашнем образовании, общения стало больше и все в целом довольны, то в квартире в городе с детьми его стало чрезмерно много, потому что, там все только спали, а не жили постоянно.

Время самоопределения ребенка начинается в дошкольном возрасте и формируется в младшем школьном возрасте с развитием его самооценки, самодисциплины и самоконтроля. В это время у ребенка формируется потребность к самодетерминации, т.е. потребность самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их инициатором. Именно с этого времени ребенок становится ответственным за выбор своей позиции и готов нести ответственность за свободу собственного выбора. И с этого момента возникают функции самоконтроля и появляется возможность выбирать осмысленную траекторию собственного развития.

 Безусловно, что это индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Но можно определить причины, способствующие внутренней мотивации к самоопределению и самодетерминации ребенка.

На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению потребностей субъекта в автономии (самодетерминации), компетентности, а также связанности с другими людьми, и призванные его контролировать – такие как награды, денежные оплаты, призы, премии, разного рода оценки деятельности (например, в форме отметок). В качестве факторов, подрывающих внутреннюю мотивацию, также могут выступать соревновательная ситуация, сроки окончания деятельности, навязанные цели, контролирующий стиль обучения и воспитания, отрицательная обратная связь, а также полное отсутствие обратной связи.

Социальная ситуация развития и присвоение ребенком социальных ролей – процесс который начинает происходить у всех детей в дошкольном возрасте и формируется в младшем школьном возрасте. и этот процесс индивидуален для каждого из-за разной внутренней мотивации в процессе самодетерминации.

Тормозя факторы, которые не способствуют удовлетворению потребностей ребенка в самодетерминации, компетентности, а также связанности с другими людьми и стимулируя внешние факторы, усиливающие внутреннюю мотивацию ребенка. Можно значительно, продвинутся в выборе индивидуальной траектории развития ребенка и его самоопределения, что сделает процесс обучения и развитие его субъектности, более понятным.

Тот хаос, который внес режим самоизоляции в нашу жизнь, заставляет по-новому взглянуть на школу и нашу жизнь. Школа оказалась просто не готова к тому, что происходит. К массовому исходу детей на домашнее образование. И это не изменение дизайна и подходов к образовательной среде, а изменение самой архитектуры жилой среды и места в ней образования. Вопросы же дизайна, оформления и косметики школы -вторичны и вытекают из главного.

Изменился сам образ нашей жизни и ценности. И если год назад общество терпело, демографическую яму, куда мы все падаем, то сейчас реально появился шанс все исправить, создав другую модель расселения в малых городах с нормой 40м2 на человека и нормальной человеческой средой обитания масштабной человеку и его культурно-национальной составляющей , на двух ногах, а не на четырех колесах, где все знают друг друга в лицо и имеют общие интересы в своей среде обитания. И заход в эту проблему со школы самый короткий тем более, что образовательная среда перестала быть, средой обитания только наших детей и включила по факту в нее, всех нас. 

Что касается тьюторской позиции и профессии. При индивидуализации образовательного процесса и отказа от стандартной классной системы с ориентацией на индивидуальное расписание и траекторию ученика, соответственно усиливается и роль тьютора и воспитателя в образовании. Чем больше свобода выбора ученика в его образовательной траектории, тем выше его личная ответственность за образовательный результат и его тьютора соответственно перед родителями и школой.

Крайне эффективной мне показалась методика в лицее МГИМО, где за счет «развитого индивидуального внеурочного образования» в виде надстройки над классной системой, удалось построить индивидуальные траектории учеников, направленные на поступление конкретных факультетов МГИМО. При этом дополнительного образованиея там почти нет, все делом заняты, а не самоопределением в рамках доп. образования, при том, что сама среда в значительной степени не оставляет выбора, куда и зачем идти. Среда карьерная, но успешная, безусловно. С другой стороны, в очень хорошей школе с классной системой без выраженной проф. Ориентации в старших классах, не отмечается активность в доп. образовании и внеурочной деятельности, даже если педагоги создают для этого все возможные усилия и условия. В первом случае у учеников есть четкая цель и классную систему ломают и подстраивают под индивидуальные запросы и это работает, при этом ценности коллективной классной системы все-таки остаются. Во втором случае, среда более безмятежная и самоопределения в выборе не требуют так безапелляционно, как в лицее МГИМО и ученики предпочитают школе дом, что абсолютно естественно. Не хватает именно активности самих учеников в выборе своей траектории развития, и в этом случае тьюторская служба могла бы компенсировать особенности образовательной среды.

В случае, когда образование домашнее, и это крайняя степень индивидуализации образовательной среды, при которой, как правило, очень развито дополнительное и внеурочного образование и когда ответственность за образовательный результат ложится не только на учеников, но и родителей, а контроль за образовательным процессом педагогом весьма затруднителен и интерактивен, тьюторское сопровождение становится особенно важным.

Практика:

В проекте планировалось на примере проектирования комфортной, масштабной человеку, жилой среды малого города сформировать, «задание на проектирование» школы. В результате работы над проектом — В границах новой школы –спроектирована модель нового города.

Работа основ ана на создании образовательной среды для детского дома с пансионом и образовательного центра в Новгородской области на 250 детей сирот и сложных семей. Проект рассчитан на пансион в 200 детей, в домах по 10-15 детей. Вместе с детьми в доме живут воспитатели.

 Дети учатся не в классах, а образовательных группах, формируемых согласно индивидуальным потребностям и интересам. Наполнение образовательного центра-образовательные классы (⅓ теоретические классы, ⅔ лаборатории и мастерские) Помещения для занятия спортом Пространство для творческих занятий (общий сбор, театральные студии)

Жилье для преподавателей и обслуживающего персонала (50 мест: 40 преподавателей и 10 воспитателей). 

Пространство школы и пансиона в понимается виде исторического центра города, где вместо классов отдельные дома, вместо пансионов – кампусы, где у каждого ученика своя маленькая комната, а вместо школьных коридоров площади и улицы. Т.Е. сделал ровно то, о чем я писал выше. В жилой среде я разместил вперемешку с жильем в виде кампусов, хостелов, частного жилья преподавателей и магазинов с общепитом и салонами, модули образовательной среды. И получил модель-макет, модульной образовательной среды, в которой дети из Детского дома и интерната разного возраста, живут и учатся вперемешку с обычными детьми. Это составило «Историческое ядро» нового города его основу  

Модульная образовательная среда представляет собой связанные между собой общим администрированием, находящиеся в жилой среде центра малого города, образовательные модули, рассчитанные на разные по возрасту и социальному статусу, группы в комфортной жилой среде обитания.

При проектировании «дизайна образовательной среды», основное внимание уделялась таким параметрам как повышенная мобильность и изменяемость образовательной среды из-за возможных разных подходов к стилю образования. От стандартной классной системы с развитой внеурочным и дополнительным образованием до полностью индивидуальной-интерактивной.  Модуль детского сада и начальной школы не предусматривает серьезных изменений. И планируется в традиционных формах.

В отличие от школы, где возраст фиксируется строго с 7-17 лет, в образовательной среде нет четкой фиксации по возрасту на группы. Детский сад и начальная школа находятся в едином модуле. По социальному статусу среда максимально открытая, Т.Е. — кампусы детского дома, перемешаны с кампусами интерната и обычным малоэтажным городским жильем.
Для воспитанников детского дома, с 16 лет работает программа в рамках производственных модулей «мастерских», заработать себе на проживание и поступление в высшую школу. А также роль воспитателей (детских наставников) в системе проживания кампусах, где они сами проживали до этого. Также возможна работа выпускников в составе тьюторской службы при соответствующей подготовке. Все возможные изменения в образовательном процессе начинаются со средней школы, когда субъектность уже формируется.

Что касается «дизайна и стиля» модуля средней школы то большое разнообразие подходов к образованию позволят мне предположить, что переход от классной стандартной системы на более индивидуальную, с индивидуальным расписанием и траекторией развития, даст лучшие результаты при сохранении контроля за образовательном процессом тьютеров и воспитателей.  Было бы интересно рассмотреть совмещение работы воспитателя, проживающего в кампусе с детьми и контролирующего порядок их проживания с тьюторской службой если это возможно.  

Параметры образовательной среды:
Широта возможностей охватывает все образовательные модули и их взаимодействие между собой. Эмоциональность (Сочувствие, со-радость) характеризует искренностью и неформальностью в общении.  Мобильность- характеристика обновляемости учеников и учителей очень высокая. Индивидуальная интенсивность в образовательном процессе. Социальная активность -перемещение в социуме и смена социальных ролей участников.

Есть пространство для абитуриентов в виде подготовительных отделений высшей школы. Присутствуют и сами модули высшей школы в виде, лабораторий и станций с тенденцией развития в «Университетский городок».
Спортивные и производственные модули расположены в зоне въездной группы и ориентированы на всех жителей.  Основная концентрация учебных, культурных и развлекательных модулей сконцентрирована на главной площади города.

Для сохранения национальной самоидентичности, на главной площади расположен Православный приходской храм, представляющий собой часть жилой среды и основную городскую доминанту. Хотя возможно размещение храма на отдельной площади чтобы оставить для главной площади города функции общения и развлечения и разгрузить основную городскую рекреацию.

Планируемое максимальное развитие «городской территории» до 5-6 тысяч человек при количестве детей в школьном возрасте до 1.5 тысяч человек, что в целом соответствует стандартному микрорайону со школой.
Дальнейшее развитие города и экспансия в природную среду не планируется, но возможно превращение в «Университетский городок» с развитием в науку или производственный локальный центр.

Выводы:

Прежний подход к проектированию школы уже не действует, потому что школы в привычном понимании уже нет, или может не быть. Что касается развития «субъектности» как образовательного результата, то это изменение всей парадигмы нашего образования, на фундаментальном уровне, меняет все представления о проектировании уже не школы, но образовательной среды. 

Школа теперь — это часть образовательной среды, существующей в границах и рамках жилой территории.  Изменилось само градостроительное задание на проектирование среды обитания человека. И изменение дизайна школы ничего не решит без изменения самого понимания «пространства школы», в жилой среде.

Решение демографической проблемы и проблемы культурно национальной идентичности   Не возможно без изменения образа жизни. Отток населения из больших городов в пригороды и малые города, должен быть обеспечен не дорогим  комфортным  массовым жильем с нормой 40м2 на человека,  с хорошей школой и развитыми горизонтальными связями.

 Надо признать что формирование правильной «картины мира» происходит в семье а не в школе , поэтому модули культурно-национальной идентичности (Храмы , Мечети, Синагоги) , ориентированы прежде всего, не на школу а на семью. В этом смысле они являются скорее частью жилой среды а не образовательной среды.

Источники:

Баженова Е.С. -Выступление на конференции «Малоэтажное строительство 2019»

«Автономия и самодетерминация в психологии мотивации» : теория Э. Деси и Р. Райана .

Ясвин В.А «Образовательная среда — от моделирования к проектированию»

Ясвин В.А. «Мажор актуального образования» — в процессе изучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.

Т.О. Гордеева «Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы»

Понятийный словарь.

ФГОС -«федеральные государственные образовательные стандарты».  имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования, в том числе частными.

Среда – (ОКРУЖЕНИЕ) система отношений между объектом и его окружением. Пространство существования объекта.

Школа-учебное заведение для получения общего образования. (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.) существует в границах возраста, места и содержания (начальная, сельская, православная гимназия)

Образование —процесс или продукт формирования ума субъекта. (так процесс или продукт-? Процесс -движение, а продукт — это результат).

Образовательный процесс — это процесс обучения субъекта до получения образовательного результата.

Образовательный (продукт) результат – это результат формирования ума субъекта как совокупность (знаний, умений, навыков, ценностей, опыта…) компетенций.

Воспитание- процесс обучения детей, формирующий мировоззрение. (картину мира).

Пропаганда- (БСЭ) распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание.    (По сути пропаганда замещает устоявшееся мировоззрение и картину мира на новое ангажированное и разрушает воспитание- ?)

Образовательная среда в педагогике- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития. (по В.А. Ясвину.) 

(Окружение субъекта образовательного процесса, проводящее к планируемому или не планируемому образовательному результату, возможна диагностика образовательной среды по параметрам)

Образовательная среда в градостроительстве— часть среды обитания человека в границах которой происходят образовательные процессы в виде архитектурных объектов (всех видов школ, детских садов, спортивных сооружений, производственных мастерских и лабораторий …) По богатству или бедности образовательной среды можно говорить об уровне комфорта жилой среды. 

комфортная жилая среда — это совместимость, с природным, климатическим, экологическим, историко-архитектурным и социальным потенциалом территории. (по Баженовой Е.С.)

Горизонтальные связи — характеризуются отношениями между одинаковыми по ступени управления субъектами деятельности.

Горизонтальные связи в градостроительстве. Характеризуются связями субъектов между собой и окружающей природной средой обитания.

Архитектура — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Основные подходы к архитектурному проектированию;

Градостроительство – проектирование пространственной среды и в контексте пространственной среды как отдельных сооружений, так и поселений.

Объёмная архитектура – проектирование в объёме -3Д зданий и сооружений.

Дизайн-проектирование внутреннего пространства объёма зданий и сооружений, Дизайн как правило не формирует пространство, а заполняет или оформляет его. 

Дизайн образовательной среды – проектирование образовательного процесса, проводящее к планируемому образовательному результату.

Городская среда — среда обитания в границах населенного пункта, состоит из:

  1. Жилой среды -преобладает жилье
  2. Деловой среды- преобладает производство и жилье в виде специального
  3. Ландшафтной (озеленение, городские парки, скверы…)
  4. Социально Культурной (городские соц-культурные центры)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *