Дорога на Карею
Крумица_2
о. Домиан на Тракторе_1_2_3
Иверон 2
Симонопетр _3
Крумица закат
Скит Анны 4
ООО "А.Д.С." — архитектурная мастерская
ads2219569@yandex.ru +7-926-221-95-69
Дорога на Карею
Крумица_2
о. Домиан на Тракторе_1_2_3
Иверон 2
Симонопетр _3
Крумица закат
Скит Анны 4
Натюрморт «Заготовочки». 2022 г Кузнецова Мария
Натюрморт в классическом жанре. 2021г. Кузнецова Мария
Натюрморт в приглушённых тонах. 2021 г. Кузнецова М
Тезисы:
«Образовательная среда» -как окружение образовательного процесса, выходит за пределы объёма школы и становится дискретной в структуре жилых поселений, более того она активно вторгается в пространство обитания семьи и становится частью жилой среды обитания изменяя ее и меняя «образ жизни».
За счет дискретности «образовательной среды» представляющей собой не единое целое как школа, а отдельные структурные модули, нет четких границ, фиксирующих в развитии, и происходит проникновение образовательных модулей по мере развития в структуру жилого поселения и взаимное развитие.
Цепочка: Мин. Образ финансирование — Дирекция школы -Учитель преобразует человеко-часы в деньги -ученики в человеко-часы в знания на ЕГЭ.
Контроль, Управление и финансирование за государством. Мин.образ. всех кошмарит чтобы доказать свою нужность. Учителя раздувают человеко-часы, чтобы заработать, школьники не справляются с раздутой программой и сомневаются в нужности образовательного материала и нанимают индивидуально репетиторов из тех же учителей.
Параллельно возникает новая цепочка «Субъектный Ученик» –«консалтинговое агентство» договор – учителя они же репетиторы.
Границы и финансирование в этой цепочки другие, государственного контроля нет. А деньги с налогов на образование тогда где? И что делать чиновникам и делопроизводству?
Школа- уходя в виртуальное пространство и разделяясь на самостоятельные блоки, перестает быть «якорем», привязывающим семью к оседлому образу жизни «большего города». Тоже самое касается и занятости. Интерактивные формы работы позволяют больше времени проводить дома и меньше привязывается к месту работы вплоть до полного погружения в «сеть».
Из-за перемещения пространства занятости всех поколений на территорию семьи, места на работу и личного пространства не хватает острая нехватка пространства обитания -привела к увеличению метража и количества спален-кабинетов при проектировании жилья. Норму 40 м2 на человека можно реализовать в доме 120-160м2, в квартире многоквартирного дома тяжело и дорого.
В 2020-2021 году, стоимость загородной недвижимости в больших городах значительно выросла, а предложения не хватает. Резервации «Недвижимости в элитных поселках» из-за закрытой и не развитой инфраструктуры и сильно растянутых сетей, оказываются для постоянной, а не «дачной» жизни не удобны и дороги в обслуживании. К тому же не создают горизонтальных связей с окружающей средой обитания.
Горизонтальные связи связывают человека с его средой обитания в «Горизонтальной» плоскости. Это связи с другими людьми- социально-культурные и окружающим ландшафтом -визуальные и пешеходные. Деградация этих связей из-за отсутствия или растянутости коммуникаций, приводят к деградации «образа жизни» и превращает перенаселенный город в пустыню, где никто не знает друг друга и общение с миром сводится к минимуму.
При этом основная ценность такого поселения это развитые горизонтальные связи с природным ландшафтом и социумом. Пешеходная и транспортная доступность. ш
20-30 соток уч. село в среднем 20чел на 1Га
9-12 соток уч. малоэтажный город, в среднем 40чел на Га
2-5 соток уч. Плотная малоэтажная застройка от 80-120 чел. на Га. В последнем случае при увеличении плотности жилья, стоимость коммуникаций падает, а доступность к инфраструктуре города возрастает, при этом сохраняются горизонтальные пешеходные связи.
30 мин пешком от окраины до центра города, это примерно 2-3 км. Примерно 6х6 км=36Га это примерно -3500-4000 чел. Это примерно микрорайон советский с детским садом и школой.
Свыше 10 000 чел. В плотной малоэтажной застройки, это примерно 100Га теряем связи с ландшафтом и пешеходные связи деградируют. Роль автотранспорта на внутренних маршрутах растет. Пропорция условная, конечно, но смысл ясен. Перерастание определенных границ развития не есть хорошо. Максимальные уровни плотности малоэтажной застройки и экономия на рекреациях тоже плохо.
Зона максимального комфорта — это плотная малоэтажная усадебная застройка 2-3 этажа с развитыми горизонтальными связями, раскрывающими природный, культурный и социальный потенциал территории в развитии науки, культуре, искусстве и производстве, а это все «образовательная среда».
Комфортная среда для жизни, это комфортное окружение т.е. развитые «горизонтальные связи»
За все время учебы на тьютора, не услышал ни одного точного понятия что это, при том, что разброс в определениях, многословность в понимание этой профессии или компетенции очень широкий. Решил сам сформулировать- друзья пристают с вопросами что это за профессию ты получил, а ответить сложно.Тьюторство — это область прикладной психологии занимающееся развитием субъектности у обучающегося, через не фронтальный, опосредованный контроль над его психикой в вопросах управления собой. Передовая функции управления процессом, субъект теряет навыки управления и контроль над ним. Персональный водитель автомобиля, как и учитель в школе, берет управление и контроль на себя. Что будет если посадить за руль человека без навыков управления автомобилем, мы все представляем. А вот что будет с учеником, который получил в руки руль от своего образования, знают его родители, которые также не дают рулить ребенку процессом самому, потому что ему это нафиг не нужно и результат такого образовательного процесса пугает до чертиков. Задача тьютора вернуть руль от образования и соответственно мотивацию в руки образующегося, через опосредованный не фронтальный контроль, за ним и используя опыт взрослого, хитростью и коварством, направлять куда надо вовремя тормозя.
Школа как социально-культурный центр развития территорий
Ключевые слова:
Keywords:
Аннотация:
Abstract:
«Комфортная жилая среда» это совместимость, с природным, климатическим, экологическим и историка-архитектурным и социальным потенциалом территории. Образовательная среда часть жилой среды и также в значительной степени определяет ее комфортность.
Постановка проблемы:
Мир стремительно меняется и с ним меняется наш образ жизни. И без того плохо развитые в больших городах «горизонтальные связи», которые связывают человека с окружающим ландшафтом и другими людьми деградируют настолько что мирится с этим становится все тяжелее.
На сегодняшний день недвижимость в элитных поселках, которую никто не брал и за полцены, распродана вся. Это при том, что жизнь за забором в «резервации» на крупных (от 20 соток) участках горизонтальных связей и общения тоже не создает. По пешеходным дорожкам при такой растянутой транспортной сети гулять особо некому, да и незачем — есть автомобиль. При этом школ в структуре этих «элитных поселках» почти нет, а те, что есть дороги.
Изменились отношения работодателя к интерактивной форме работника. Школы и Институты перешли в режим онлайн. Жилая среда в крупных городах, окончательно потеряла человеческий масштаб, культурно-историческую идентичность, к тому же ориентирована скорее «на четыре колеса», а не на две ноги
Общественный запрос на «комфортную жилую среду» изменился в последнее время настолько, что это требует переосмыслить, подходы к градостроительству при строительстве новых жилых поселений и реконструкции старых. Приоритетной средой обитания становится «плотная малоэтажная» (2-3 этажа) частная жилая застройка, как самая массовая и недорогая во всем мире. Человеческий масштаб среды обитания и горизонтальные связи жилья с окружающей средой позволяют не просто сохранять, а развивать среду общения между людьми и природным окружением. Если бы ветхое жилье в исторических центрах городах выкупал не частный инвестор, а земельный городской банк и проводил бы реконструкцию с уплотнением застройки, при этом сохранялся бы «культурный код» архитектуры в данной местности, то можно было бы говорить о вменяемой городской политике в Реконструкции и развитии территории.
Вторым качественным параметром, который изменился в жилой среде стала образовательная среда. При том что прямой связи со школой в структуре жилых поселений больше нет, школы просто может не быть, или она может быть интерактивной, или находится очень далеко. До определенного момента, образовательная среда находилась в рамках школы, и школа имела на нее монополию. Предметная успешность (5 на ЕГЭ) имела определяющее значение, как результат образовательного процесса.
В России, с 2019года, изменились «федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС). Они имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования, в том числе частными. По ФГОС, цель образования -личностное и познавательное развитие учеников. Оно обеспечивает основное качество ученика- умение учится.
Во ФГОСах затрагиваются и общекультурные ценности — например, приобщение обучающихся к нормам и традициям общества. Акцент сделан на развитие универсальных учебных умений и личности, ее социализации и субъектности. Современные стандарты образования ориентированы на «образовательный результат» — способность человека выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей, формирование жизненной позиции: «я знаю, я умею, я хочу».
В чем отличие Образовательной среды от привычки на формы школьного образования.
«Образовательная среда» в отличии от традиционной школы, не имеет четких границ по возрасту (7-18), по месту (городская, сельская, интернат и.т.п.), по содержанию («профессиональная, культурная, религиозная и.т.п.) по форме (архитектурное решение). Перед архитекторами встает вопрос как проектировать школу в связи с изменившимися границами «образовательной среды» которые выходят за привычные нам границы школы.
Возраст от 3лет до …. (в границах самоопределения).
По месту это раскиданные в жилой среде разные образовательные модули и школы в их составе может не быть совсем.
По содержанию — теперь участвуют в образовательном процессе вместе с учителями «непонятные тьюторы» и воспитатели. В виде моделей и стилей «дизайна образовательной среды» вся палитра от индивидуальных и персональных образовательных форм образования до привычной нам всем «классной системы».
Что делать:
Нужны методические пособия, написанные для архитекторов и объясняющие основные понятия и принципы проектирования образовательной среды. Нужны новые устойчивые «градостроительные модели» построения жилой среды в связи с изменившимися представлениями о ее комфорте и месте «образовательной среде» в ней.
Теория:
В.А. Ясвин. — раскрыл термин, что такое образовательная среда, под образовательной средой (или средой образования) В.А. Ясвин, понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В.А. Ясвин выделяет такие параметры «образовательной среды» как широта возможностей, как охват всех образовательных модулей и их взаимодействие; эмоциональность, как сочувствие, со-радость характеризующееся искренностью и неформальностью в общении; мобильность как — характеристика обновляемости учеников и учителей; интенсивность в образовательном процессе; социальная активность -как перемещение в социуме и смена социальных ролей участников. Эти и другие инструменты позволили В.А. Ясвину эффективно диагностировать существующие виды образовательной деятельности и проектировать новые ее формы.
Что такое «модули образовательной среды» в структуре жилых поселений
Модули «образовательной среды» состоят элементов, объединённых общими целями и задачами. Например, элементы — начальной школы и детского сада могут составлять единый модуль, а могут быть и отдельными модулями.
Могут не иметь четких границ, в составе жилой среды,
В них могут входить, наряду со школой, все дополнительные виды и формы образования от спортивных модулей до модулей обеспечивающих, «культурно национальную идентичность» в виде храмов, синагог, мечетей.
Иначе говоря, развитая «образовательная среда» делает жилую среду комфортной и полноценной
Про «субъектность», «самоопределение» и «теорию самодетерминации»
По ФГОС, цель образования теперь — личностное и познавательное развитие ученика, обеспечивающие основное умение: умение учится. А также его социализацию и субъектность.
Субъектность — способность человека выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей — т.е. способность принимать решения и быть автономным. Психологический подход к пониманию человеческой мотивации, личности и психологического комфорта -называется Теорией само- детерминации. Авторами данной теории являются два американских психолога из Рочестерского университета — Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан, (источник «Автономия и самодетерминация в психологии мотивации»: Э. Деси, Р. Райан). Деси постулировал существование трех базовых потребностей – в самодетерминации, компетентности и отношениях с другими людьми.
Потребность в самодетерминации, также называемая потребностью в автономии, включает стремление самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их инициатором.
Первая потребность – в самодетерминации (автономии) – самая важная, она составляет основу внутренней мотивации. (И на этой потребности базируется вся «система Монтессори», по моему мнению)
Потребность в компетентности также важна, но недостаточна для поддержания внутренней мотивации.
Третья потребность – в близких отношениях с другими людьми, (потребность в общении) – является условием для успешного становления и функционирования первой. Это один из изменившихся факторов в жилой среде, при изоляции. Причем, если в большом загородном доме с семьей и детьми на домашнем образовании, общения стало больше и все в целом довольны, то в квартире в городе с детьми его стало чрезмерно много, потому что, там все только спали, а не жили постоянно.
Время самоопределения ребенка начинается в дошкольном возрасте и формируется в младшем школьном возрасте с развитием его самооценки, самодисциплины и самоконтроля. В это время у ребенка формируется потребность к самодетерминации, т.е. потребность самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их инициатором. Именно с этого времени ребенок становится ответственным за выбор своей позиции и готов нести ответственность за свободу собственного выбора. И с этого момента возникают функции самоконтроля и появляется возможность выбирать осмысленную траекторию собственного развития.
Безусловно, что это индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Но можно определить причины, способствующие внутренней мотивации к самоопределению и самодетерминации ребенка.
На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению потребностей субъекта в автономии (самодетерминации), компетентности, а также связанности с другими людьми, и призванные его контролировать – такие как награды, денежные оплаты, призы, премии, разного рода оценки деятельности (например, в форме отметок). В качестве факторов, подрывающих внутреннюю мотивацию, также могут выступать соревновательная ситуация, сроки окончания деятельности, навязанные цели, контролирующий стиль обучения и воспитания, отрицательная обратная связь, а также полное отсутствие обратной связи.
Социальная ситуация развития и присвоение ребенком социальных ролей – процесс который начинает происходить у всех детей в дошкольном возрасте и формируется в младшем школьном возрасте. и этот процесс индивидуален для каждого из-за разной внутренней мотивации в процессе самодетерминации.
Тормозя факторы, которые не способствуют удовлетворению потребностей ребенка в самодетерминации, компетентности, а также связанности с другими людьми и стимулируя внешние факторы, усиливающие внутреннюю мотивацию ребенка. Можно значительно, продвинутся в выборе индивидуальной траектории развития ребенка и его самоопределения, что сделает процесс обучения и развитие его субъектности, более понятным.
Тот хаос, который внес режим самоизоляции в нашу жизнь, заставляет по-новому взглянуть на школу и нашу жизнь. Школа оказалась просто не готова к тому, что происходит. К массовому исходу детей на домашнее образование. И это не изменение дизайна и подходов к образовательной среде, а изменение самой архитектуры жилой среды и места в ней образования. Вопросы же дизайна, оформления и косметики школы -вторичны и вытекают из главного.
Изменился сам образ нашей жизни и ценности. И если год назад общество терпело, демографическую яму, куда мы все падаем, то сейчас реально появился шанс все исправить, создав другую модель расселения в малых городах с нормой 40м2 на человека и нормальной человеческой средой обитания масштабной человеку и его культурно-национальной составляющей , на двух ногах, а не на четырех колесах, где все знают друг друга в лицо и имеют общие интересы в своей среде обитания. И заход в эту проблему со школы самый короткий тем более, что образовательная среда перестала быть, средой обитания только наших детей и включила по факту в нее, всех нас.
Что касается тьюторской позиции и профессии. При индивидуализации образовательного процесса и отказа от стандартной классной системы с ориентацией на индивидуальное расписание и траекторию ученика, соответственно усиливается и роль тьютора и воспитателя в образовании. Чем больше свобода выбора ученика в его образовательной траектории, тем выше его личная ответственность за образовательный результат и его тьютора соответственно перед родителями и школой.
Крайне эффективной мне показалась методика в лицее МГИМО, где за счет «развитого индивидуального внеурочного образования» в виде надстройки над классной системой, удалось построить индивидуальные траектории учеников, направленные на поступление конкретных факультетов МГИМО. При этом дополнительного образованиея там почти нет, все делом заняты, а не самоопределением в рамках доп. образования, при том, что сама среда в значительной степени не оставляет выбора, куда и зачем идти. Среда карьерная, но успешная, безусловно. С другой стороны, в очень хорошей школе с классной системой без выраженной проф. Ориентации в старших классах, не отмечается активность в доп. образовании и внеурочной деятельности, даже если педагоги создают для этого все возможные усилия и условия. В первом случае у учеников есть четкая цель и классную систему ломают и подстраивают под индивидуальные запросы и это работает, при этом ценности коллективной классной системы все-таки остаются. Во втором случае, среда более безмятежная и самоопределения в выборе не требуют так безапелляционно, как в лицее МГИМО и ученики предпочитают школе дом, что абсолютно естественно. Не хватает именно активности самих учеников в выборе своей траектории развития, и в этом случае тьюторская служба могла бы компенсировать особенности образовательной среды.
В случае, когда образование домашнее, и это крайняя степень индивидуализации образовательной среды, при которой, как правило, очень развито дополнительное и внеурочного образование и когда ответственность за образовательный результат ложится не только на учеников, но и родителей, а контроль за образовательным процессом педагогом весьма затруднителен и интерактивен, тьюторское сопровождение становится особенно важным.
Практика:
В проекте планировалось на примере проектирования комфортной, масштабной человеку, жилой среды малого города сформировать, «задание на проектирование» школы. В результате работы над проектом — В границах новой школы –спроектирована модель нового города.
Работа основ ана на создании образовательной среды для детского дома с пансионом и образовательного центра в Новгородской области на 250 детей сирот и сложных семей. Проект рассчитан на пансион в 200 детей, в домах по 10-15 детей. Вместе с детьми в доме живут воспитатели.
Дети учатся не в классах, а образовательных группах, формируемых согласно индивидуальным потребностям и интересам. Наполнение образовательного центра-образовательные классы (⅓ теоретические классы, ⅔ лаборатории и мастерские) Помещения для занятия спортом Пространство для творческих занятий (общий сбор, театральные студии)
Жилье для преподавателей и обслуживающего персонала (50 мест: 40 преподавателей и 10 воспитателей).
Пространство школы и пансиона в понимается виде исторического центра города, где вместо классов отдельные дома, вместо пансионов – кампусы, где у каждого ученика своя маленькая комната, а вместо школьных коридоров площади и улицы. Т.Е. сделал ровно то, о чем я писал выше. В жилой среде я разместил вперемешку с жильем в виде кампусов, хостелов, частного жилья преподавателей и магазинов с общепитом и салонами, модули образовательной среды. И получил модель-макет, модульной образовательной среды, в которой дети из Детского дома и интерната разного возраста, живут и учатся вперемешку с обычными детьми. Это составило «Историческое ядро» нового города его основу
Модульная образовательная среда представляет собой связанные между собой общим администрированием, находящиеся в жилой среде центра малого города, образовательные модули, рассчитанные на разные по возрасту и социальному статусу, группы в комфортной жилой среде обитания.
При проектировании «дизайна образовательной среды», основное внимание уделялась таким параметрам как повышенная мобильность и изменяемость образовательной среды из-за возможных разных подходов к стилю образования. От стандартной классной системы с развитой внеурочным и дополнительным образованием до полностью индивидуальной-интерактивной. Модуль детского сада и начальной школы не предусматривает серьезных изменений. И планируется в традиционных формах.
В отличие от школы, где возраст фиксируется строго с 7-17 лет, в образовательной среде нет четкой фиксации по возрасту на группы. Детский сад и начальная школа находятся в едином модуле. По социальному статусу среда максимально открытая, Т.Е. — кампусы детского дома, перемешаны с кампусами интерната и обычным малоэтажным городским жильем.
Для воспитанников детского дома, с 16 лет работает программа в рамках производственных модулей «мастерских», заработать себе на проживание и поступление в высшую школу. А также роль воспитателей (детских наставников) в системе проживания кампусах, где они сами проживали до этого. Также возможна работа выпускников в составе тьюторской службы при соответствующей подготовке. Все возможные изменения в образовательном процессе начинаются со средней школы, когда субъектность уже формируется.
Что касается «дизайна и стиля» модуля средней школы то большое разнообразие подходов к образованию позволят мне предположить, что переход от классной стандартной системы на более индивидуальную, с индивидуальным расписанием и траекторией развития, даст лучшие результаты при сохранении контроля за образовательном процессом тьютеров и воспитателей. Было бы интересно рассмотреть совмещение работы воспитателя, проживающего в кампусе с детьми и контролирующего порядок их проживания с тьюторской службой если это возможно.
Параметры образовательной среды:
Широта возможностей охватывает все образовательные модули и их взаимодействие между собой. Эмоциональность (Сочувствие, со-радость) характеризует искренностью и неформальностью в общении. Мобильность- характеристика обновляемости учеников и учителей очень высокая. Индивидуальная интенсивность в образовательном процессе. Социальная активность -перемещение в социуме и смена социальных ролей участников.
Есть пространство для абитуриентов в виде подготовительных отделений высшей школы. Присутствуют и сами модули высшей школы в виде, лабораторий и станций с тенденцией развития в «Университетский городок».
Спортивные и производственные модули расположены в зоне въездной группы и ориентированы на всех жителей. Основная концентрация учебных, культурных и развлекательных модулей сконцентрирована на главной площади города.
Для сохранения национальной самоидентичности, на главной площади расположен Православный приходской храм, представляющий собой часть жилой среды и основную городскую доминанту. Хотя возможно размещение храма на отдельной площади чтобы оставить для главной площади города функции общения и развлечения и разгрузить основную городскую рекреацию.
Планируемое максимальное развитие «городской территории» до 5-6 тысяч человек при количестве детей в школьном возрасте до 1.5 тысяч человек, что в целом соответствует стандартному микрорайону со школой.
Дальнейшее развитие города и экспансия в природную среду не планируется, но возможно превращение в «Университетский городок» с развитием в науку или производственный локальный центр.
Выводы:
Прежний подход к проектированию школы уже не действует, потому что школы в привычном понимании уже нет, или может не быть. Что касается развития «субъектности» как образовательного результата, то это изменение всей парадигмы нашего образования, на фундаментальном уровне, меняет все представления о проектировании уже не школы, но образовательной среды.
Школа теперь — это часть образовательной среды, существующей в границах и рамках жилой территории. Изменилось само градостроительное задание на проектирование среды обитания человека. И изменение дизайна школы ничего не решит без изменения самого понимания «пространства школы», в жилой среде.
Решение демографической проблемы и проблемы культурно национальной идентичности Не возможно без изменения образа жизни. Отток населения из больших городов в пригороды и малые города, должен быть обеспечен не дорогим комфортным массовым жильем с нормой 40м2 на человека, с хорошей школой и развитыми горизонтальными связями.
Надо признать что формирование правильной «картины мира» происходит в семье а не в школе , поэтому модули культурно-национальной идентичности (Храмы , Мечети, Синагоги) , ориентированы прежде всего, не на школу а на семью. В этом смысле они являются скорее частью жилой среды а не образовательной среды.
Источники:
Баженова Е.С. -Выступление на конференции «Малоэтажное строительство 2019»
«Автономия и самодетерминация в психологии мотивации» : теория Э. Деси и Р. Райана .
Ясвин В.А «Образовательная среда — от моделирования к проектированию»
Ясвин В.А. «Мажор актуального образования» — в процессе изучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.
Т.О. Гордеева «Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы»
Понятийный словарь.
ФГОС -«федеральные государственные образовательные стандарты». имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования, в том числе частными.
Среда – (ОКРУЖЕНИЕ) система отношений между объектом и его окружением. Пространство существования объекта.
Школа-учебное заведение для получения общего образования. (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.) существует в границах возраста, места и содержания (начальная, сельская, православная гимназия)
Образование —процесс или продукт формирования ума субъекта. (так процесс или продукт-? Процесс -движение, а продукт — это результат).
Образовательный процесс — это процесс обучения субъекта до получения образовательного результата.
Образовательный (продукт) результат – это результат формирования ума субъекта как совокупность (знаний, умений, навыков, ценностей, опыта…) компетенций.
Воспитание- процесс обучения детей, формирующий мировоззрение. (картину мира).
Пропаганда- (БСЭ) распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание. (По сути пропаганда замещает устоявшееся мировоззрение и картину мира на новое ангажированное и разрушает воспитание- ?)
Образовательная среда в педагогике- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития. (по В.А. Ясвину.)
(Окружение субъекта образовательного процесса, проводящее к планируемому или не планируемому образовательному результату, возможна диагностика образовательной среды по параметрам)
Образовательная среда в градостроительстве— часть среды обитания человека в границах которой происходят образовательные процессы в виде архитектурных объектов (всех видов школ, детских садов, спортивных сооружений, производственных мастерских и лабораторий …) По богатству или бедности образовательной среды можно говорить об уровне комфорта жилой среды.
комфортная жилая среда — это совместимость, с природным, климатическим, экологическим, историко-архитектурным и социальным потенциалом территории. (по Баженовой Е.С.)
Горизонтальные связи — характеризуются отношениями между одинаковыми по ступени управления субъектами деятельности.
Горизонтальные связи в градостроительстве. Характеризуются связями субъектов между собой и окружающей природной средой обитания.
Архитектура — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Основные подходы к архитектурному проектированию;
Градостроительство – проектирование пространственной среды и в контексте пространственной среды как отдельных сооружений, так и поселений.
Объёмная архитектура – проектирование в объёме -3Д зданий и сооружений.
Дизайн-проектирование внутреннего пространства объёма зданий и сооружений, Дизайн как правило не формирует пространство, а заполняет или оформляет его.
Дизайн образовательной среды – проектирование образовательного процесса, проводящее к планируемому образовательному результату.
Городская среда — среда обитания в границах населенного пункта, состоит из:
Что такое школа и где ее границы -? По пунктам Возраст, Место , Содержание , Форма.
К первому пункту О возрасте учеников есть вопрос из третьего пункта о содержании школы. Средняя школа до ОГЭ от 9-15 и средняя школа до ЕГЭ от 9-15 , условия учебы и цели разные а название одинаковое. И еще если школа заканчивается за Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) То как называется то «пространство и время» до поступления в ВУЗ и целая серия странных вопросов а именно:
Если школа после ЕГЭ или нет? Кто он такой 18- летний окончивший школу но не определившийся с дальнейшим выбором , ученик или уже нет ? Учеба у репетитора это школа ? Репетитор это учитель? А та часть знаний которую надо дополнительно после ЕГЭ изучить абитуриенту это школа или уже ВУЗ ? Если школа по содержанию место , где удобно получать структурировано новые знания , то почему нельзя учится и после ЕГЭ специальным курсам и дальше? Если -«Домашнее» образование включая «сетевые школы» , является тоже часть школы , то это место-?
А если место школы уже в сети , то на сколько полное погружение в сеть вообще возможно и нужно ли это в полном объёме или какие-то части процесса обучения существуют только в аналоговом мире ?
Что является конкретно конечным продуктом школы-? И где четкие границы школы -? И что эти границы разграничивают-?
Залез на «планету Земля» , порадовался появившейся возможностью посмотреть в 3D полностью оттекстурированные города , полазил по разным городам мира ,порадовался за Хельсинки , Отаву , Лондон и красивейший Люксембург . Понаделал скринов с экрана и решил написать.
Двух -трех этажная где-то плотная , где-то не очень ковровая , усадебная застройка , представляет основной типа проживания во всем мире . Потому что она самая не дорогая и самая комфортная. Исходя из показателя 40 м 2 на человека размер дома составляет 120-200 м 2 и при растянутых сетях в малоэтажной застройки , в основном все пользуются личным транспортом и паркингом. При этом граница перехода к Высоко этажному городу ,как правило тоже достаточно четкая , потому что цена за 1 м 2 , при строительстве выше трех этажей резко идет в верх и дома средней 3-7 этажности значительно дороже высотных домов и малоэтажной застройки. Да согласен , что исторические центры городов в 19-20 веке наращивая плотность застройки упирались в технологический предел в 7-9 этажей , лифты, центральное отопление и современные инженерные сети появились позже. В этом смысле исторические центры «зафиксировались» в средней этажности . В Канаде например где «историческая средне этажная» застройка в основном отсутствует ,высоко этажная застройка , переходит в малоэтажный ковровый пригород , резко без перехода. В Париже и Лондоне не так явно , в том смысле что исторические 7-9 этажные центры , подверглись интервенцией высоко этажной застройкой и в целом падение этажности выглядит более плавно к малоэтажному городу .
картинки по порядку ,Лондон, Торонто, Хельсинки
В России нам досталось , в наследство от советского союза, градостроительство ориентированное на плановую экономику , советских людей и домостроительные комбинаты клепающие типовую застройку . И по прежнему как и 30 -лет назад строятся типовые бетонные бараки ,только в разы худшей инфраструктурой или вообще без нее и в этом смысле если сравнивать с советским союзом, то качество жизни стало значительно хуже. В микрорайоне из пятиэтажных хрущевок — были школы , детские сады , больницы , много зелени и нормально работал общественный транспорт и не было сплошных железных заборов с камерами. За городом же в- «элитных коттеджных поселках «,за высокими заборами с охраной и большими участками то же не все в порядке , коммуникации растянулись настолько ,что пешком там передвигаться стало не зачем да и не куда , потому что нормальной городской инфраструктуры , там нет, а забор отрезает остального мира. В общем надо признать , что градостроительство у нас в полной жо… э… в полном упадке , хотя наверняка бывает и хуже.
Неожиданно встал вопрос у меня , почему исчезло понятие «микрорайон» и появилось вместо него понятие «жилая территория» . Долго мучался думая о судьбах Родины и минимальной инфраструктуре которая и определяла границы микрорайона и неизбежно уперся в школу! Нет у нас больше, советской системы образования , занятости и транспорта. При проектировании микрорайона «матрешки» , масштаб сетки основных улиц задавала советская школа десятилетка на 1000-1200 детей с детскими садами и больницей , окруженные жилой застройкой в 9-12 этажей. Берем количество классов а, б, в, г, умножаем на 25-30 детей в классе и на 10 и получаем 1000- 1200 детей в школе, исходя из 1.5 ребенка на семью получаем 4-4.5 тысячи человек в микрорайоне , плотность застройки и размер квартала в зависимости от типового конструктора домостроительных комбинатов. Предельно мне ясно все , что делать ,как и для кого.
Современная школа меняется стремительно, у нас уже официальных несколько программ со своими учебниками и куча не официальных программ. Наметилась тенденция ухода из первого класса на домашнее образование детей. На домашнем образовании уже есть несколько больших сетевых проектов , типа «Наши Пенаты» .Возникают и небольшие частные школы , основанные на домашнем образовании , так как нанять учителя для пяти десяти детей не так дорого . При том что получить лицензию на школьную деятельность и согласовать небольшую школу ,совсем не просто , поэтому проще быть на «Домашнем образовании» и снимать под это, не большое помещение группе родителей . Такая же история с детскими садами – уход в частный сектор , из за нехватки детских садов.
Основные школьные предметы уходят в сеть. Профессия учитель , тоже становится «интерактивной» , уходя в виртуальность . Самое главное меняется сама технология преподавания в целом как в начальной , средней и высшей школе. Лекционный материал становится интерактивным ,т.е полностью утекает в сеть и посещение школы или института сводится теперь не к посещению лекций , которые можно и в кровати на ночь послушать, а к контролю за материалом на индивидуальных занятиях с преподавателем . В связи с эпидемией короновируса даже функции контроля за преподаваемым материалом провалились в сеть , с потерями в качестве конечно но справляемся как то. Опросить за урок преподавателю, можно не больше шести -восьми учеников и это диктует другой размер класса и количество помещений, класс на 8-10 человек а не на 25-30 .Т.Е. –функции школы в аналоговом мире сводятся не к получению школьного материала, он уже в сети или завтра там будет, а к персональному контролю за усваиванием этого материала и сертификации подтверждающими эти знания. К тому-же есть явная тенденция, в 9-11 классе средней школы, ухода от общих знаний по всем предметам в сторону более глубокой специализации по конкретным предметам необходимых для поступления в институт. При сетевых технологиях это осуществляется в разы проще и эффективней из за индивидуального подхода к каждому ученику и эффективного использования времени. Именно эффективное использование времени -главное достоинство сетевых технологий в образовании, при условии что ученик научился учится. В дни вынужденного карантина все школы перешли на сетевые технологии и многие школы оказались не готовы к этому совсем . В сравнении с уже отработавшими интерактивное обучение сетевыми проектами типа «Наши Пенаты» .
Теперь школы , детские сады и больницы как инфраструктурные центры жилой территории теряют свои четкие очертания , становятся более дискретные ,становятся меньше и их границы размываются. Появляется реальная возможность совсем не посещать школу оставаясь на домашнем образовании и посещая в реальности, всевозможные факультативы , школы искусств и спортивные секции. И каждый год количество детей и их родителей уходящих на домашнее образование растет. Можно много говорить о плюсах и минусах , такого образования но нельзя не признать что это реальность и тренд определяющей наше будущее.
В связи с этим место школы в структуре «жилого поселения» меняется . Школа была основным элементом инфраструктуры определяющая границы «микрорайона» . Если школа уходит в в сеть то исчезают четкие границы определяющие размеры «жилого поселения» от количества детей в школе . И само понятие «микрорайон» теряет свое очертание из за размытости границ , теперь это просто «жилая территория» и количество и качество детских садов и школ определяет не генплан и архитекторы, а рынок и частный сектор и особенности территории. И теперь ничего не мешает жить на берегу Плещеева озера в историческом центре Переславля, в своем доме с лодкой , собакой, паркингом, за те же деньги что и на 31 этаже 40 метровой квартире в Новой Москве без паркинга, собаки и лодки . Не заморачиваясь на школу и пробки. Думаю что добраться до Москвы на скоростном поезде в пределах 200 км зоны -это 30-40 мин и это ближайшее будущее . И «Спальная зона» вокруг Москвы значительно расширится , поглощая ближайшее области.
Такой вот жизнеутверждающей вывод, для поднятия настроения!
Было бы не плохо , воссоздать среду ,исторических центров Русских городов за счет программы замещения ветхого жилья , на более плотное но комфортное с сохранением типологии сложившейся исторически среды. И строительством новых микрорайонов в архитектуре исторических центров с сохранением системы Доминант исторического города и его человеческого масштаба. .Тем более что это дешевле , чем пяти этажные типовые коробки и комфортнее .
Вот вариант моделирования жилой среды современного малоэтажного микрорайона, из плотной блокированной застройки с небольшим участком и паркингом с сохранением типологии и вариативности , исторических центров русских городов с разделением систем транспорта и пешеходных пространств . Основные проблемы проектирования малоэтажных поселков — однообразность и монотонность типовой застройки , отсутствие единой системы личного паркинга и отсутствие системы рекреаций .Растянутость пешеходных связей и отсутствие естественной для малоэтажного города мелкой торгово общественной инфраструктуры . Ну и отсутствие естественной для малоэтажной исторической застройки системы доминант, формирующих городские центры .
» Комфортная среда –это определение профессионального понятия принципов устойчивого развития территории ,( для широкой публике). Т.Е. градостроительная совместимость ,проектного решения с природным , климатическим , экологическим и историко-архитектурным , потенциалом территории . Поэтому не может быть одного типового дома в жилой застройке городов. Индустриальное домостроение требует быстроты возведения и комбинаторики – (уменьшение элементов типизации) что в отличии от типового строительства , дает то самое многообразие комфортной и красивой среды. Интегральный показатель жилья –это квартира , дворик , придомовая территория , застройка в целом. » Из выступления Е.С. Баженовой на конференции посвящённой малоэтажной застройки.