Одни считают дизайн частью архитектуры, одной из её областей. Другие же полагают, что архитектура расценивается как разновидность дизайна, потому что Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат. Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать.
Если исходить из первого утверждения что дизайн часть архитектуры – то вероятно речь идет о дизайне интерьеров, т.е. о проектировании в масштабе внутренних помещений здания. При этом дизайн интерьеров ,может дальше делится на дальнейшие специализации как дизайн штор , и.т.д. Пространство интерьеров как правило при выводе на бумагу соответствует масштабу 1:50 или 1:100 , и всегда масштабен человеку , «антропоморфен», что определяют размеры потолков , дверей окон. Можно всегда на глаз понять примерные размеры помещения по характерным деталям.
Если увеличить масштаб восприятия и перейти к объему здания в целом то можно говорить об объемной архитектуре , в которой появляется архитектурный объект. По размерам архитектурных деталей, в «традиционной архитектуре» ,можно понять масштаб и размеры здания если оно опять же масштабно человеку, а не стеклянный куб поставленный на одну из граней в поле . Здесь же находится ландшафтная архитектура которая формирует ландшафт в некую опять же «антропоморфную» среду масштабную человеку . Ландшафтной архитектуры масштабной другим разумным видам жизни лично я не встречал.
Представьте себе «Русский Музей» не в центральной части Санкт-Петербурга а на участке 50 соток, напротив которого на соседнем приусадебном участке за забором еще один «Русский Музей» и еще и еще , все это элитный поселок под Москвой. Или еще хуже на клетке в 10-20 соток , 100 домов в виде «дом над водопадом Райта» — это не элитный поселок под Москвой.
Таким образом вырванный из среды обитания даже памятник архитектуры не может существовать в объеме. Для любого даже самого особенного произведения архитектуры можно найти, если постараться, не возможную среду воплощения ,где оно будет совершенно не уместно.
Видимо само понятие «жилой среды» подразумевает другой масштаб восприятия, больше одного объема здания . То есть возникают такие элементы формирующие «жилую среду» как улица , площадь набережная , бульвар и можно говорить уже о городской жилой среде сформированной объемами зданий
Появляется масштаб восприятия архитектуры города ну и собственно градостроительство как часть архитектуры . Это прежде всего восприятие жилой среды города т.е. пространство между объемами зданий .
Наверно можно говорить о «дизайне городской архитектуры» в масштабе городской среды т.е включающий в себя элементы застройки . В отличии от объемной архитектуры где главное именно объем здания в градостроительстве важна именно жилая среда которую это здание создает или куда встраивается . И масштаб восприятия здесь- значительно больше, от небольшой группы зданий до огромного мегаполиса .
Причем физически выйти на этот масштаб восприятия отдельному человеку весьма непросто. Никто и никогда не рисовал фасады Софии в Константинополе в архитектуре Новгорода и Пскова – это органические строительные сооружения. Хотя в дизайне интерьеров это еще можно было как то осмыслить .
Можно сказать что исторические центры городов возникали именно органически в удобных с точки зрения обороны или торговли местах.
И развивались с точки зрения целесообразности и утилитарности того мира где они находились .
Для Европы определяющим архитектурным образцом всегда была архитектура Римской Империи как Древнего Рима до 5 века так и позднее Романская архитектура Христианского Рима и собственно с 5 –10 век Романская (Римская) архитектура Восточной Римской империи Византии .
С 10 века для западной Европы после раскола христианского мира ,образцом архитектуры опять становится Рим . Даже для Готической архитектуры Франции , Бельгии , Германии –римская классическая архитектура становится антитезой противопоставляющей себя культурной латинской экспансии Папского престола . В Италии по этому готики практически нет как и во всех православных странах. В Греции Романские храмы, строят до сих пор.
Готика скорее всего параллельное Классической Римской архитектуре культурное явление 11-16 века. Которое не приходило на смену Романской архитектуре , а противопоставляло себя ей.
Так что ренессанс Италии XV — XVII это продолжение классической традиции Римской — Романской Архитектуры и именно в это время Папа Сикст V поручает планировочные работы в Риме Доменико Фонтана и получается первая многолучевая градостроительная система. Схема трехлучия была использована в Версале, Париже, Петербурге, Вашингтоне и многих других городах .И является принципом градостроительства Классической архитектуры.
Другим принципом была Гипподамова система или гипподамов город — способ планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Есть еще один принцип заключающийся в том, что коридором формирующим улицу, является кривая дуга реки формирующая , живописную линию кварталов вдоль нее. Это и есть абсолютно естественные принципы классического градостроительства.
В России эти принципы легли в основу работы комиссии при академии художеств Бедского последняя четверть 18 века . Комиссией Бедского были сделаны планы идеальных городов , которые были осуществлены в Костроме в Твери Полтаве в Оренбурге и многих других Русских городов .Академия художеств тогда решала все вопросы которые решают сейчас Глав.Опу.
Работа Комиссии непосредственно взаимодействовала с губернскими органами. Именно на местах первоначально производилась съёмка места и разбивка плана города в соответствии с межевой инструкцией 1766 года. Комиссия разрабатывала также планы свыше 300 провинциальных городов России , упразднена в 1796 году при Павле I и пожалуй внесла наибольший вклад в Русское классическое Градостроительство и сформировав исторические центры городов дошедшие до нас.
Исторические центры городов –это архитектурная константа общества. В историческом центре располагается финансовый , политический , культурный центр города это самая дорогая недвижимость и в тоже время это и рекреационный центр города Старый исторический город в конце 20 века и начале 21 века, нравится больше всего населению Земли . Все что построено 100 лет назад сохраняется государственными законами . На реставрацию исторических центров во всем мире тратятся огромные средства не смотря на то что снести и построить новое в разы дешевле чем реставрировать старый город.
На основании всего этого, почему бы не сказать что тенденция развития архитектуры завтрашнего дня это –архитектура исторических центров городов , а именно жилая среда масштабная человеку в классических принципах градостроительства хоть той же комиссии Бедского.
Архитектура машина для жилья –говорил Корбюзье и эта машина реально всех переехала! В пригороде из панелек жить ни кто не хочет все хотят жить или в центре или за городом.
Хотя после войны ,надо признать, пятиэтажки Хрущева и решили проблему дешевого временного жилья. Но в условиях современного города это гетто ,причем это гетто проще снести полностью чем реконструировать что и происходит сейчас повсеместно. И плодящиеся сейчас на территории новой Москвы новостройки из панелек в недалеком времени ждет тоже самое – снос. Потому как такая застройка не смотря на значительные капиталовложения будет дешеветь и ветшать,
И актуальное искусство не греет душу и черный квадрат не радует. Вот и хотят все жить в масштабной нормальному человеку среде, в своем доме с участком и паркингом или в центре города с видом на Кремль как вариант.
По крайне мере те принципы которые лежали в основах советского градостроительства исчерпали себя полностью .Нет у нас больше, советской системы образования , занятости и транспорта. При проектировании микрорайона матрешки масштаб сетки основных улиц задавала советская школа на 1.5 тыс. детей с детским садом и больницей , окруженные жилой застройкой в 9-12 этажей Современная школа меняется стремительно ,у нас уже официальных несколько программ со своими учебниками , куча не официальных программ , наметилась повальная тенденция ухода из первого класса на домашнее образование детей ,так как нанять учителя для пяти- десяти детей не так дорого. Да и пешком ребенка в школу не отправишь , страшно. Половина предметов уходит в Интернет на интерактивное образование другая половина как пение, рисунок, физкультура, практически игнорируется . Профессия учитель , тоже становится интерактивной и рейтинговой уходя в виртуальность . Прослеживается тенденция децентрализации в организации школ и уход их частный сектор и подполье . Так как получить лицензию на школьную деятельность и согласовать школу на 10-50 человек практически не возможно. Проще изображать из себя Домашнее образование ,платить учителю в черную и снимать под это не большое помещение. Такая же история с детскими садами и больницами – уход в частный сектор и измельчание.
Школы , детские сады и больницы как рекреационные центры микрорайонов теряют свои четкие очертания и становятся меньше, с другой стороны активно развивается мелкая торговля и центры отдыха и досуга , спортивные центры , возникают христианские приходы со строительством церквей . Транспортная структура уперлась в тупик и затор .В крупных городах идет ,достаточно успешно , возрождение общественного транспорта , личный транспорт страшно гнобится. Парковочное место становится дороже автомобиля. Таким образом происходит разделение транспортных потоков ,на личном автомобиле , без которого в пригороде не обойдешься , в городе уже не запарковать. Перехватывающих парковок как не было так и нет. А связи общественного транспорта с пригородами все таки не достаточные. Кстати большинство транспортных заторов на пустом месте и лечится просто изменением дорожной разметки и незначительными строительными мерами , где то светофор добавить , где то перед правым поворотом полосу 50 м . Такое впечатление что транспортом в городах просто не занимаются .
Новая градостроительная политика проводится исключительно в интересах крупных застройщиков собственно этими самыми крупными застройщиками судя по выставки Зодчество 2019 в Манеже архитекторов там не осталось совсем , только студенты веселились в подвальчике .Градостроительство упразднено совсем ,за не надобностью , за 30 лет не одного нового города в России не построено ,все градостроительные институты закрыты. С другой стороны даже заказа от государства на новую модель построения современного города нет. Зато заказ со стороны экономической целесообразности , и общей капитализации жилой среды есть точно. Так как существующая модель градостроительства исчерпала себя полностью.
Пора опять , браться за проектирование идеальных городов.Восстанавливать исторические центры , а для этого надо менять градостроительную политику . Какого чер…. в центре Новгородского кремля огромное пустое поле на месте строго города ! В центре Псковского Кремля –два огромных пустых поля! Почему там нет гостиниц ресторанов музеев ,безлюдно и уныло там , лишь стайка туристов пробежит понуро ! А ведь это самая востребованная и дорогая земля в самом центре исторического центра России!
С экономической точки зрения нужно , возвращается к плотной малоэтажной застройки , через уплотнение существующих малоэтажных поселений и создание новых. Денег на отдельно стоящий дом нет, а в малогабаритную квартиру в панельном доме уже не хочется , тем более что стоимость малогабаритной 2х -3х комнатной квартиры 60-80 м2 равна стоимости Блокированного дома с участком и личным паркингом .Правда не в Москве где цена на малоэтажный в 2-3 этажа блокированный дом завышена где то в 10 раз . Цена в пригороде на тоже самое в 10 раз дешевле .Застройщик правда на этом так не обогатится так как на Панельном 5-9 этажей доме.
За плотной малоэтажной блокированной застройки будущее как за самым экономически привлекательным и удобном типом жилья. С учетом того что жизнь Провинции наконец оживает , а в Москве жизнь становится окончательно невыносимой и «интерактивной» перспективы для развития, плотной малоэтажной застройки, хотя бы в виде имитации среды исторических центров, не обязательно Русских , городов есть.
«Архитектура является портретом Дориана Грея, в котором люди видят то, чем они на самом деле являются в духовном и социальном смысле. А то, что в современном градостроительстве основной доминантой становится огромный офис – небоскреб или торговый центр в виде гигантской упаковки для обуви, и то, что из небесной линии (skyline) городов исчезли купола церквей, означает, что оно является отражением духа секуляризированного общества » — М.А. Филипов архитектор , художник и просто хороший человек.