Архитектура Св. Горы Афон как свидетельство Романской архитектуры Византии

Термин «романский стиль» применяется к искусству 11—12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской .

Первые монашеские скиты возникли на Афоне в VIII столетии и с тех пор , монашеская республика Афон до сих пор , живет под флагами Византии , по византийскому времени в Византийской архитектуре с Византийским укладом в богослужении и до сих пор является неотъемлемой частью Византийской империи.  Во времена апогея своей славы Афон насчитывал 180 православных монастырей. В 972 г. под началом Византийской империи эта уникальная монашеская республика получила свой статус автономии, и ее покровителями были православные императоры. В ранний исторический период они же были и управителями созданных обителей. Но через несколько веков – в 1313 г. – под натиском крестоносцев и тюркских племен Византия утратила свою силу, и император отрекся от управления Афоном, передав свои полномочия Константинопольскому Патриарху. После того Святой Горе хотя и удалось сохранить относительную независимость, но все же монашеская община была вынуждена претерпевать преследования со стороны латинян и платить подати захватчикам региона.

порт Дафни -дорога к м. Симонопетра

Монастыри построены в окружении крепостной стены, форма которой, как правило, напоминает прямоугольник. Начиная с X века, началось строительство крупных сооружений. С увеличением населения монастыря требовалось расширение его территорий, также как и окружающей стены, что достигалось двумя способами: разрушением одной части стены или сооружением дополнительной стены.  В монастырях, построенных на скалах, где было невозможно расширить территорию, увеличение площади осуществлялось за счёт пристройки дополнительных этажей. Именно это произошло с монастырями Святого Павла и Симонопетра . В самой высокой точке монастыря возвышается башня, как правило, пристроенная к стене. На верхнем этаже располагалась часовня, по имени которой называлась и сама башня, зачастую, башни как оборонительные сооружения, служили пристанищем для монахов, пережидающих осаду. Самая старая башня такого типа располагается в Лавре и названа в честь византийского императора Цимисхия.

Иверский монастырь  -был основан в конце 10 века грузинскими монахами (в 980-983 годах). главная святыня монастыря чудотворная , иверская икона божьей матери.
Башня монастыря Дохиар
главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»
монастырь Дохиар
Монастырь святого Павла
Монастырь святого Павла
монастырь Симонопетра.
Монастырь Филофей Башня.

У входа в большинство монастырей существует беседка, предназначенная для отдыха монахов и путешественников. Единственный вход в монастырь находится в центре одной из сторон стены. Вход в монастырь также представлял собой оборонительное сооружение, которое при необходимости могло воспрепятствовать легкому доступу в обитель. Створки дверей зачастую были покрыты железными листами, с обратной стороны они закрывались деревянным брусом. Каждый вечер врата запираются  Зайдя на территорию монастыря через главный вход, путник оказывается в центре двора, имеющего форму, обусловленную формой крепостной стены. На этой своеобразной центральной площади расположены здания общего пользования.  Как правило, это многоэтажные здания, построенные в различные периоды истории  и представляющее собой живую летопись монастыря. Все сооружения были обращены окнами на центральный двор, в целях безопасности, с внешней стороны окон не было.Кельи монахов всегда расположены на верхних этажах. В распоряжении монаха находится одна комната,  в то время как в особножительных  монастырях комнат может быть несколько, тогда келья монаха напоминает обычную квартиру. На первых этажах зданий расположены склады.

Монастырь Филофей внутренний двор.
монастырь Ксенофонт внутренний двор
монастырь Дохиар внутренний двор.

Главный храм монастыря  или так называемый «католикон»  —  это самое главное здание обители. Храм расположен в центральной точке двора отдельно стоящим зданием, при условии, что это позволяют размеры площади. Первые три католикона Святой Горы явились прототипами для всех главных храмов монастырей Афона,  а впоследствии и для всех православных монастырей в мире.

Храмы Святой Горы сложены из камня и с внешней стороны зачастую выложены кирпичом и выкрашены в любимый византийцами красный цвет. Изнутри храм украшают великолепные мраморные полы, мраморные колонны, аппликации из мрамора на стенах, резные деревянные иконостасы и удивительные фрески, покрывающие стены, начиная от пола и заканчивая самим куполом. Рядом с главным храмом располагается башня колокольни, редко являющаяся отдельным зданием, так как обычно пристроена к другим сооружениям, как правило, напротив входа в главный храм, рядом с трапезной или с входом монастырь, в любом случае, недалеко от храма

Монастырь Дохиар -главный вход в «католикон» 

монастырь Хиландар вид с Башни на «католикон» 
монастырь Св. Павла внутренний двор.

Многие монастыри располагают храмами, находящимися на территории внутреннего двора. Они могут стоять отдельно, или быть пристроены к другим зданиям окружающей стены. Часто встречаются храмы, пристроенные к другим зданиям, обычно, на верхних этажах башни, а также на других этажах зданий, без внешнего купола.

Монастырь Филофей , внутренний двор.

Так как со Святой Горой отсутствует сообщение по суше, ввоз и вывоз всех товаров и продуктов осуществляется по морю. Именно поэтому все монастыри, а также скиты, вне зависимости от своего местоположения, далеко или близко от моря, располагают своими причалами. Также причалы используются для рыболовства, а значит, играют особую роль в жизни Афона, так как мясо на Святой Горе не употребляется.  Таким образом, причал представляет собой небольшой порт, где находится прямоугольное здание с большой аркой для входа кораблей. Кельи располагаются наверху вместе со складами. Над этим сооружением, как правило, существует небольшая башня

Причал монастыря Дохиар.

Причал монастыря Дохиар.

Архитектура св. Горы Афон — свидетельствует о былом величии Византийской империи гражданами которой до сих пор считают себя насельники этой Монашеской республики. И действительно время как будто не властно над св. Горой и течет там по другому и как будто в сутках времени в двое больше а мир молод и прекрасен. По заросшим дорожкам мощеным булыжниками , до сих пор могут проехать только «мулашки»-ослики и пройти путники пешком , на братской трапезе подают только то что выращено своими руками и выловлено в море и вкуснее ничего не найдешь в лучших ресторанах. Попадая на Афон ты попадаешь в «Византию» застывшую во времени и это не время современного мира — и это страшная тайна для современного человека. Потому что мир изменился а Афон не меняется на протяжении веков.

Жеребятьев. М.Б.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *