Неожиданно встал вопрос у меня , почему исчезло понятие «микрорайон» и появилось вместо него понятие «жилая территория» . Долго мучался думая о судьбах Родины и минимальной инфраструктуре которая и определяла границы микрорайона и неизбежно уперся в школу! Нет у нас больше, советской системы образования , занятости и транспорта. При проектировании микрорайона «матрешки» , масштаб сетки основных улиц задавала советская школа десятилетка на 1000-1200 детей с детскими садами и больницей , окруженные жилой застройкой в 9-12 этажей. Берем количество классов а, б, в, г, умножаем на 25-30 детей в классе и на 10 и получаем 1000- 1200 детей в школе, исходя из 1.5 ребенка на семью получаем 4-4.5 тысячи человек в микрорайоне , плотность застройки и размер квартала в зависимости от типового конструктора домостроительных комбинатов. Предельно мне ясно все , что делать ,как и для кого.
Современная школа меняется стремительно, у нас уже официальных несколько программ со своими учебниками и куча не официальных программ. Наметилась тенденция ухода из первого класса на домашнее образование детей. На домашнем образовании уже есть несколько больших сетевых проектов , типа «Наши Пенаты» .Возникают и небольшие частные школы , основанные на домашнем образовании , так как нанять учителя для пяти десяти детей не так дорого . При том что получить лицензию на школьную деятельность и согласовать небольшую школу ,совсем не просто , поэтому проще быть на «Домашнем образовании» и снимать под это, не большое помещение группе родителей . Такая же история с детскими садами – уход в частный сектор , из за нехватки детских садов.
Основные школьные предметы уходят в сеть. Профессия учитель , тоже становится «интерактивной» , уходя в виртуальность . Самое главное меняется сама технология преподавания в целом как в начальной , средней и высшей школе. Лекционный материал становится интерактивным ,т.е полностью утекает в сеть и посещение школы или института сводится теперь не к посещению лекций , которые можно и в кровати на ночь послушать, а к контролю за материалом на индивидуальных занятиях с преподавателем . В связи с эпидемией короновируса даже функции контроля за преподаваемым материалом провалились в сеть , с потерями в качестве конечно но справляемся как то. Опросить за урок преподавателю, можно не больше шести -восьми учеников и это диктует другой размер класса и количество помещений, класс на 8-10 человек а не на 25-30 .Т.Е. –функции школы в аналоговом мире сводятся не к получению школьного материала, он уже в сети или завтра там будет, а к персональному контролю за усваиванием этого материала и сертификации подтверждающими эти знания. К тому-же есть явная тенденция, в 9-11 классе средней школы, ухода от общих знаний по всем предметам в сторону более глубокой специализации по конкретным предметам необходимых для поступления в институт. При сетевых технологиях это осуществляется в разы проще и эффективней из за индивидуального подхода к каждому ученику и эффективного использования времени. Именно эффективное использование времени -главное достоинство сетевых технологий в образовании, при условии что ученик научился учится. В дни вынужденного карантина все школы перешли на сетевые технологии и многие школы оказались не готовы к этому совсем . В сравнении с уже отработавшими интерактивное обучение сетевыми проектами типа «Наши Пенаты» .
Теперь школы , детские сады и больницы как инфраструктурные центры жилой территории теряют свои четкие очертания , становятся более дискретные ,становятся меньше и их границы размываются. Появляется реальная возможность совсем не посещать школу оставаясь на домашнем образовании и посещая в реальности, всевозможные факультативы , школы искусств и спортивные секции. И каждый год количество детей и их родителей уходящих на домашнее образование растет. Можно много говорить о плюсах и минусах , такого образования но нельзя не признать что это реальность и тренд определяющей наше будущее.
В связи с этим место школы в структуре «жилого поселения» меняется . Школа была основным элементом инфраструктуры определяющая границы «микрорайона» . Если школа уходит в в сеть то исчезают четкие границы определяющие размеры «жилого поселения» от количества детей в школе . И само понятие «микрорайон» теряет свое очертание из за размытости границ , теперь это просто «жилая территория» и количество и качество детских садов и школ определяет не генплан и архитекторы, а рынок и частный сектор и особенности территории. И теперь ничего не мешает жить на берегу Плещеева озера в историческом центре Переславля, в своем доме с лодкой , собакой, паркингом, за те же деньги что и на 31 этаже 40 метровой квартире в Новой Москве без паркинга, собаки и лодки . Не заморачиваясь на школу и пробки. Думаю что добраться до Москвы на скоростном поезде в пределах 200 км зоны -это 30-40 мин и это ближайшее будущее . И «Спальная зона» вокруг Москвы значительно расширится , поглощая ближайшее области.
Такой вот жизнеутверждающей вывод, для поднятия настроения!